Издревле на территории Алтайского края проживало множество переселенцев разных регионов России и ее окрестностей . Принадлежавшие к различным этническим или субэтническим группам и относившиеся к разным социальным слоям, они являлись носителями культурных традиций, отличающихся друг от друга. Поскольку жители села находились в постоянном взаимодействии друг с другом, эти традиции тесно переплетались между собой и становились самобытными – именно поэтому они и представляют большой интерес.
На данный момент в селе Красный Партизан бытует «локальный вариант свадебного обряда» 1. Так, жители села подразумевали под «свадьбой» только часть свадебного обряда с момента венчания и не включали в это понятие сватовство, смотрины и другие предшествующие этапы традиционной свадьбы.
Традиционная свадьба обычно проводилась в период Великого Заговенья, а иногда даже на Масленицу 2. Этим объясняется наличие тех элементов обряда, проведение которых возможно только в зимнее время (см. далее).
До начала XX века венчание было неотъемлемой частью свадебного обряда. Венчали молодых обычно в пятницу перед масленичной неделей, а празднование свадьбы продолжалось до Прощеного воскресенья 3.
Однако вскоре этот этап свадебного обряда перестал быть актуален. Среди опрашиваемых нами семей венчание в церкви не было принято, поэтому в первый день свадьбы жених и невеста расписывались в ЗАГСе. Так бракосочетание из церковного таинства трансформировалось в гражданский акт.
Тем не менее, сохранялись некоторые элементы традиционного свадебного обряда. Так, по словам опрашиваемых, играли свадьбу так же с пятницы по воскресенье.
Также в проведении свадебного обряда иногда фигурировал выкуп. Говорили, что это действие было «чисто символическим», и относились к его проведению несерьезно – порой невесту в шутку прятали. Тем не менее, можно считать это очередным примером сохранения свадебных традиций.
После заключения брака в ЗАГСе молодые направлялись домой к жениху, где празднование свадьбы продолжалось. На выходе из ЗАГСа гости осыпали молодых зерном и цветами. В этом действии можно найти черты более древней традиции: когда родители жениха благословляли молодых, они встречали их на пороге дома жениха с хлебом и солью и осыпали их зерном, конфетами, орехами и мелкими деньгами, чтобы благополучие и богатство не оставляло молодую семью 4.
На второй день празднования гости перемещались в дом невесты, где развивалась еще одна свадебная традиция . Как говорили жители Красного Партизана, второй день – «теще на блины». Теща всю ночь готовила блины, а потом должна была продавать их гостям. Есть и иной вариант этой традиции: рассказывали, что кто-то из жителей села продавал ложки, чтобы гости могли есть уху. Теперь вместо блинов иногда продают торты. Кроме того, родственники жениха должны были заплатить и за приданое невесты: подушку, перину, одеяло.
Продолжалось празднование другим традиционным действием: жених катал тещу на санях. Это было шуточное зрелищное действо, в ходе которого жених угрожал теще и обещал ее утопить.
Однако самой устойчивой традицией в обряде оказалось «тушение свадьбы». Оно обычно происходило на третий день празднования, который проводили в доме невесты. Невеста мела мусор, сено и мелочь, которую бросали ей гости, за порог избы. Так проверяли, правильно ли она метет – к порогу или от порога. После этого мусор поджигался, а гости прыгали через костер. Это обрядовое действие завершало свадьбу – было знаком того, что празднование закончено, а гостям пора расходиться.
Интересен тот вариант проведения свадебного обряда, когда традиционные действия смешивались между собой. Так, по рассказам одной из семей с. Красный Партизан, тушение свадьбы происходило сразу после катания тещи на санях – поджигали сани и сено. «Выметание денег» также фигурировало — ранее, на второй день празднования, невеста мела деньги за порог дома, но они не поджигались. Это действие называлось «деньги на мусор».
В статье мы остановились на современном бытовании свадебного обряда. С подробным описанием казачьей свадебной традиции можно познакомиться в статье А.В. Мамеевой «Традиционная культура казаков» в книге Н.Д. Карпова «Страницы истории станицы Чарышской», стр. 300-327. Другая рекомендованная литература – книга Е.А. Коляскиной «Женщина и мужчина в русской деревне Алтая», стр. 64-100.
- статья С.А. Ляшенко, О.А. Щербаковой «Свадебная традиция в украинской переселенческой среде» из сборника «Этнография Алтая и сопредельных территорий», вып. 4, 2001 г.
- статья О.А. Абрамовой «Свадьба села Сибирячиха Солонешенского района Алтайского края» из сборника «Этнография Алтая и сопредельных территорий», вып. 4, 2001 г.
- статья О.А. Абрамовой «Свадьба села Сибирячиха Солонешенского района Алтайского края» из сборника «Этнография Алтая и сопредельных территорий», вып. 4, 2001 г.
- Карпов Н.Д. «Страницы истории станицы Чарышской», стр. 135-136, стр. 190-191, стр. 205-206