Ульяна Яковлевна родилась в 1930-м году в селе Малая Сосновка. В то время в селе были церковь, завод казеина, пекарня, нефтебаза, завод по производству масла и сыра. В районе образовалось 8 совхозов (медовый, цветочный, и т.д.). Было развито животноводство.
Ульяну Яковлевну крестили в 1930-м году, в церкви её родного села. После Мальцева отдельно от семьи переехала к своей тёте, а семья осталась в Сосновке, так как был голод. Там она закончила 3 класса школы.
Когда началась Великая Отечественная война, родители Мальцевой решили переселиться в Усть-Каменогорск, но по каким-то причинам не добрались до него, а остановились ближе к дочери, в селе Камышенка, Краснощёковского района.
Ульяна Яковлевна после окончания трёх классов ушла к родителям в Камышенку. Осенью ходила в школу босиком, так как не было обуви, а уже в мороз не могла, хотя очень любила и хотела учиться. В итоге закончила 7 классов в 1950 году.
В этом же 1950-м году Ульяна Яковлевна переехала в Чарышское, где начала сразу работать. Церкви здесь не было, церковной жизни тоже. Храм в Чарышском был закрыт с 1929 года. В советское время там располагался Дом культуры, или, как говорит У.Я.Мальцева, «дом бескультурья».
Однако церковная жизнь продолжалась. Верующие бабушки собирались вместе помолиться, если кто-то умер: соберутся, попоют церковные стихи, потому что отпевать без священника нельзя. У.Я.Мальцева сама привозила из Новосибирска рукописные молитвы и церковные покрывала (для похорон). Как привезёт, с документами всё приносит церковной «двадцатке», которая занимается организацией различной деятельности верующих жителей. Заработанные деньги идут на храм. В первый раз «двадцатка» собралась в доме Ульяны Яковлевны в 1986 году. Когда она уже существовала, крестить приезжал батюшка. Литургию не служили, так как не было антиминса (антиминс — это покров для престола в алтаре с частицами мощей святых). Молебны, таинства крещения и отпевания проходили по домам.
Почти вся семья Мальцевой пела на клиросе. Несмотря на то, что Ульяна Яковлевна не имеет музыкального образования, она может петь как первый, так и второй голос.
На записи Ульяна Яковлевна исполняет духовный стих.
Ульяна Яковлевна рассказывает о возврате храма Казанской иконы Божьей Матери церкви так:
Приехала женщина, с «Наследия», с Барнаула, и говорит: «Есть ли у вас кто-нибудь верующий?». Её ко мне и отвели. Она, как пришла, говорит, что спустили 60 тысяч на снос церкви, срочно надо идти собирать подписи, чтобы сохранить это здание. Ну и что, мы с ней вдвоём пошли: одна в один конец, другая в другой. Всё собрали, подписи отдали ей и она сказала: «Я отдам туда, куда нужно». И была у благочинного, отца Николая Войтовича (покойный), который сказал: «Всё будет зависеть от их действия, как они будут там действовать». Ну вот мы и действовали, собрали общину… Ну а потом отступились от церкви. Потом храм нам передали.
Храм вернули Святой Церкви в 1994. Было необходимо найти священника, так как иначе администрация села не давала верующим разрешения собираться в храме. Первым священником стал отец Сергий Зюков. Потом священники часто менялись.
Некоторые иконы, во время пожара в храме Казанской иконы Божьей Матери в Чарышском были вынесены из храма и разобраны по домам. Несколько икон хранилось у Ульяны Яковлевны и благодаря ей в наши дни в храм возвращено три иконы. Иконы не реставрировались.
Ульяна Яковлевна ушла на пенсию в 1988 году и стала церковной старостой, работала в лавке храма. После работы, уже дома, пекла просфоры. Мальцева рассказывает, что рецепт остаётся неизменным. Делаются просфорки специальной формы: на службу, в алтарь, с крестом и Божьей Матерью (Казанская), — по праздникам пекутся ещё и пять хлебов. Сейчас она не может заниматься этим, так как Ульяна Яковлевна очень пожилой человек.
В 2014 году за свои труды для Святой Церкви Мальцева Ульяна Яковлевна получила Архиерейскую грамоту.
У Ульяны Яковлевны были муж, дочь, и есть внуки. Старший внук Алексей много помогает ей. Муж у Мальцевой был верующим, и они собирались обвенчаться, но не успели – муж умер от рака лёгкого. Дочь тоже верующая и погружённая (крещёная не в церкви, а дома, но по благословению батюшки). Мамы детей сами погружали детей в тазик с водой, говоря «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.» повторяя погружения с молитвой 3 раза.
Ульяна Яковлевна — труженица тыла, дочь репрессированного в 1933 году «врага народа» (реабилитирован в 1956 году) и участника ВОВ.
Несмотря на преклонный возраст, Ульяна Яковлевна всё ещё принимает активное участие в жизни прихода.