Календарь праздников

Сегодня в Чарышском не так много праздников с сохранившимися традициями или собственными специфическими чертами. Тем не менее, в селе отмечается или отмечалось много праздников, среди которых Новый год, Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Красная горка, Родительский день, Преображение, День Победы, Иван Купала, день Петра и Февронии, Никола вешний и Никола зимний, Ильин день, Петров день и даже такие, как День Нептуна или День шофёра. День Нептуна приходился на 7 июля, прямо на Ивана Купала, то есть вытеснял из сознания людей Великий праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи. Профессия шофёра играла важную роль в жизни села, поскольку фактически шофёры обеспечивали связь между селом и остальным миром, поэтому этой профессии был посвящен специальный профессиональный праздник.

При советской власти праздновался и был любим День Великой Октябрьской социалистической революции (7 ноября). В день революции в селе ежегодно проводили демонстрацию.

Также в Чарышском празднуют День села: это гражданский праздник, который стали праздновать уже в 90-х годах, в этот день организовывают выставку, выступления, игры, хороводы для всех желающих. Он празднуется в конце июля или начале августа.

В селе Чарышское стоит одна церковь. Когда пришла советская власть, в церкви расположили Дом культуры. В нём проходили все общественные мероприятия и праздники, он же выполнял роль клуба в селе, но были и люди, отказывающиеся ходить туда. Отсутствие церкви в селе не стало причиной для того, чтобы прекратилось празднование православных праздников. По воспоминаниям Головиной Ольги Александровны, жители соседних сёл встречались на престольных праздниках друг у друга по очереди. После смены власти церковь отреставрировали, и теперь, 21 июля, в селе отмечается престольный праздник Иконы Казанской Божьей Матери, во имя которой освящен престол храма.

А раньше было, вот, у нас в селе — Троица, допустим, а в соседнем селе — Преображение. Раньше так было. А здесь, теперь, только в церковь.

Головина О.А

Рождество

На Рождество с раннего утра дети ходили колядовать. Пели христославные песни, рождественские тропари, славилки, поздравляли хозяев дома.

На святки были гуляния, гадания: выливали топлёный воск в воду, фигура на воде символизировала то, что ждёт гадающего в будущем. Таким образом так же определяли причину испуга у ребенка. Гадания были разные, так как люди переселялись из разных мест, и каждый привозил что-то свое: одни, например, не производя подсчёт, несли дрова в дом — если чётное число, то девушка выйдет замуж. Кто-то бросал валенки через забор, куда упадет — там жених. Традиционным также было гадание в бане.

Ну… моя бабушка, Елизавета Андреевна, показывала мне как выливали воск, то есть, в воду, воск растапливаешь и вот так вот выливаешь, и там какая фигура, вот, ты представляешь, что это, там, жених, или что тебя ждёт в будущем.

Дунаева В.Е.

На период святочных вечёрок молодёжь откупала избу, платя за нее деньгам пшеницей или мукой. Традиционным развлечением были пляски: восьмёра,  казачок,  краковяк,  перепляс. Ни одна вечёрка не обходилась без  игр. Самой распространенной была игра фантами. Почти во всех сёлах района играли «конями»: парень перетаскивал девку через лавку, держа ее за руки. Если он её не целовал, то его за это били ремнём и спрашивали: «Почему кобылу плохо кормил?»

Слово «тырло» означает традиционные гуляния молодёжи на свежем воздухе. Но разница между вечёркой и «тырлом» прослеживается отчетливо: если на вечёрки собирались в помещении (изба, позже — контора) зимой, то на тырло — на свежем воздухе на территории населённого пункта в тёплое время года — летом и отчасти в межсезонье. Это слово знает и нынешняя молодёжь села.

Поздравляем со скотом, с крестом,
С веселым праздником Рождеством! (с. Чарышское)

Традиционная «рацейка», характерная для Чарышского района

Больше о молодёжных вечёрках также можно прочитать на страницах 135-141 книги Н.Д. Карпова «Страницы истории станицы Чарышской».

Больше о Рождестве также можно прочитать на страницах 140-141 и 204 книги Н.Д. Карпова «Страницы истории станицы Чарышской».

Старый Новый год

Сам Новый год в селе почти не справляют, а выходные после него короткие, чего нельзя сказать про Старый Новый год.

На Старый Новый год ещё длились святки. Святочный период завершался Крещением. Шуликины или шулики ходили по домам, шуликовали: наряжались, надевали маски или разукрашивали лицо, могли петь и рождественские колядки, но не христославные. Дети гуляли по улицам большими компаниями допоздна. Во время вечёрок шуликины обязательно пакостили, разбивая ворота, утаскивая сани, разбирая поленницы и т.д. Тех, кто шуликался и был узнан, купали в проруби для того, чтобы смыть с них «грехи», которые они сделали при шуликании.

Крещение

В день Крещения, 19 января, жители села ходили на реку, делали проруби и купались. Ходили все вместе к колодцу, набирали крещенскую воду.

В Чарышском сохранились такие кре­щенские обычаи, как освящение воды в проруби, которую набирают с собой, взбрызги­вают ею скот, детей, чтобы они были здоровые, весь год этой водой лечатся.

Одна из жительниц села рассказывала, что помнит, как в детстве, в ночь на Крещение, её будила бабушка, звала с собой за «молчанной водой». Они вдвоем молча шли на реку Табунку, в проруби набирали воду, возвращались домой, ставили воду на лавку, и только тогда можно было говорить вслух. Почему разговаривать было нельзя и почему вода называлась «молчанной», а не крещенской, жительница не знает.

Идем — молчим. Не разговариваем. Придем домой, на лавку ставим… возле печки у нас лавка была, на лавку ставим воду — вот тогда мы только заговорим с ней. Это была молчанная вода у нас, вот.

Фоминых В.С.

Другая жительница рассказывает, что лечит детей от испуга водой, набранной молча на Крещение, хоть и из под крана.

Масленица

Масленицу встречали в первый день сыропустной недели катанием с гор, называемым «катушками». Для катания естественные склоны обливали водой и украшали ёлочками. К концу недели, в последние три дня, кататься могли и взрослые, и даже старики.

В течение всей недели по дорогам разъезжали пары и тройки лошадей, запряженные в кошёвки. Дуги украшали, обвязывали лентами и колокольчиками. Катание на тройке могло помочь девушке «на выданье» продемонстрировать свою красоту и подыскать себе жениха. Также и праздничное снаряжение лошадей являлось для казака возможностью показать свою зажиточность. Часто катание сопровождалось игрой на гармошке, пением частушек. Устраивались скачки, как правило, от одного селения к другому (не менее 10 км).

Повсюду катались верхом, причём не только мужчины. Суровая казаческая жизнь предъявляла особые требования и к женщинам-казачкам, которые, под стать своим отцам и мужьям, занимались верховой ездой. Ещё в начале 20-го века в Чарышском сохранялся обычай участия в верховой езде девушек и женщин.

Отношение между полами на масленицу были свободнее обычного: парни и девушки могли свободно целоваться и общаться, с кем хотели, что в другое время осуждалось.

Масленичные гуляния совмещали в себе и христианские, и языческие обычаи, но как и в любой обрядности пограничного (переходного) периода, большая роль отводилась поминальному культу: в конце масленичной недели ходили на могилы, поминали усопших, просили прощения у умерших родителей. Те, кто не имел возможности сходить на могилки, поминали усопших приготовленной обрядовой пищей дома и часть её раздавали «на помин» старушкам. Основной обрядовой пищей и символом праздника, конечно, являлись блины. Также стряпали пирожки с сушёными ягодами, маком и солёными грибами, делали хворост, калачи, оладьи, вареники. Пили квас, пиво и сусло.

Пасха

На Пасху жители села красят яйца, пекут куличи, готовят пасху.

В станице Чарышской для освящения пасхи и куличей ездили в Тулатинскую церковь, так как престол был на этот праздник в Тулате.

Традиционно все хозяйки к Пасхе старались навести дома порядок. Ходили в гости, христосовались. По словам одной из жительниц, ещё в дореволюционные времена, её дед сажал всех за стол, давал по окрашенному яйцу и говорил: «Разговляйтесь, детушки, Пасха пришла». С восстановлением церкви Пасха снова становится центральным праздником календарного цикла.

Красная горка

Красную горку празднуют в первое воскресенье после Пасхи. На Красную горку в селе объявляется районный праздник, съезжаются фольклорные коллективы, поддерживают хороводные и игровые традиции. Выстраиваются целые очереди на катание яиц.

Родительский день

Родительский день помнят и чтут все жители села. В этот день ходят на кладбище и поминают своих успоших родственников.

По воспоминаниям Тарской (Лушиной) Раисы Васильевны, на родительский день её бабушка пекла блины, будила Раису Васильевну в седьмом часу, и с пяти лет она ходила подавать милостыньки. Для Раисы Васильевны это был особый день, так как она росла сиротой.

День Победы

На 9 мая в селе всегда устраивали демонстрацию. Сейчас особое значение для жителей села имеет движение «Бессмертный полк». У многих хранятся портреты их близких и родственников, участвующих в Великой Отечественной войне.

Первомайская демонстрация, 1967-’68 год

Троица

На Троицу фольклорный коллектив села едет в соседний Солонеженский район, село Топольное.

Традиционно Троица считается девичьим, женским праздником. Поэтому на Троицу проводят обряд кумления между девушками: поётся песня, потом подружки целуются через венок — становятся кумушками, после чего могут обменяться лентами или поясками.

Дома на Троицу украшали берёзовыми ветками. Также говорят, что травы лучше собирать на Троицу.

Существует такое гадание на Троицу, как завязывание венка на ветку берёзы: если венок засох — скоро умрешь.

Ну… Венок, это, завязать, если высохнет — значит помрёшь.

Тарских (Лушина) Р.В.

Иван Купала

Сегодня в Чарышском день Ивана Купала почти не празднуют, из всех традиций остались только обливания, купания и плетение оберегов. Считается, что во время дня Ивана Купала вода обладает целебными свойствами. Каждое седьмое июля Галина Ильнична со своей подругой встают рано утром и делают травяные обереги, потом купаются.

В состав оберега как правило входит зверобой, полынь, вереск, папоротник, чертополох.

Обереги вешаются над дверями и висят целый год

Казакова Н,Н.
Оберег

Иван Купала — языческий праздник, но в православном календаре соотносится с Великим праздником Усекновения Главы Иоанна Предтечи.

Некоторые жители говорят, что приезжие возрождают старинные праздники, такие как день Ивана Купала, тогда как местные жители в них не участвуют.

День святых Петра и Февронии

Многие жители про этот праздник помнят, у многих в красном углу стоит икона святых Петра и Февронии. Этот день празднуется 8 июля. Петра и Февронию считают покровителями семьи и брака, поэтому этот праздник — праздник семьи, любви и верности. Сейчас этот праздник официальный, но каких-либо особых традиций он в себе пока не несет.

Престольный праздник

День Казанской иконы Божьей Матери, 21 июля 2019 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *