Машино-тракторная мастерская в с. Красный партизан
Что такое МТМ? Прежде всего – мастерская, призванная ставить в строй изношенную или вышедшую из строя технику. Организация трудового цикла, контроль за дисциплиной труда, бесконечное доставание запасных частей и материалов, контроль за ходом ремонта – вот неполный перечень обязанностей заведующего МТМ1.
Первым заведующим МТМ в совхозе «Красный партизан» был Григорьев Александр Аввакумович. Дольше всех на этой должности – восемнадцать лет — проработал Константин Иванович Шумихин – человек, посвятивший всю свою трудовую жизнь технике. В октябре 1972 года он заступил на должность заведующего мастерской.
К.И.Шумихин настойчиво и кропотливо добивался оснащенности современным оборудованием цехов. Чтобы МТМ стала не просто местом сбора вышедшей из строя техники, а настоящей материально-технической ремонтной базой совхоза.
При нём были и новаторства. Например, передний брус трактора ДТ-54, будучи чугунным, часто выходил из строя. Подумав и сделав необходимые расчеты, решили выполнить его из стали. И получилось, и брусы эти стали служить намного дольше. Вносили усовершенствования в поворотные шарниры автомобилей, заменяя крестовины на шары собственной выточки. Сделали более долговечной тормозную систему ДТ-75, устанавливая бандажи из листовой стали.
В мастерской было несколько цехов: токарный, инструментальный, кузнечный.
Токарь шестого разряда Михаил Михайлович Маркелов работал на фрезерных станках, мог подготовить, например, шестерни передач автомобиля. Был рационализатором: с успехом переделывал поворотные кулаки легковых автомобилей. Токарями же работали А.И. Лихачев и А.П. Сукнев.
В нелегкие для хозяйства девяностые годы мастерская продолжала работать. Проводился, как и раньше, ремонт техники. Однако методы и подходы к столь важному делу изменились. Как рассказывал заведующий МТМ Василий Иванович Дергунов, «в обиходе ремонтников уже нет такого понятия, как «утиль» — мы его зовем реставрационным материалом. Каждая выброшенная кем-то и когда-то железяка изучается и используется в каком-нибудь деле. Мы и дорогу во Вторчермет забыли – нечего возить. Жизнь научила бережно относиться к технике – механизаторы часто сами устраняют неполадки, не обращаясь в мастерскую, боясь остаться здесь надолго и остаться без работы. Заявок на ремонт техники с ферм стало меньше.
Автопарк совхоза «Красный партизан»: становление
В довоенные и первые послевоенные годы машин и, соответственно, шоферов в совхозе было мало. Так, по данным за 1935 год среди специалистов хозяйства упоминаются 4 шофера. Имена двух знаем точно. Это Г.А.Григорьев и Н.Т.Жильцов.
Григорьев Григорий Аввакумович
Работал на первых автомобилях АМО-Ф-15 Московского завода, на первом авто с газо-генераторным двигателем (на дровах), на ГАЗ-51, который получил в Москве. Первым в совхозе получил и работал на автомобиле марки ГАЗ-93.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июля 1941 г. по май 1945 г. в составе 77 гвардейской стрелковой дивизии, рядовой, шофер. Защищал Сталинград, дошел до Берлина. Награждён орденом «Отечественной войны II степени», медалями «За отвагу» (дважды), «За победу над Германией».
В послевоенные годы трудился в совхозе «Красный партизан» шофером (до 1977 года).
Жильцов Николай Тихонович
Участник Великой Отечественной войны. Призван по мобилизации военным комиссариатом Чарышского района 15 июля 1941 года. Воевал в составе 97-й отдельной автомобильно-санитарной роты, возил раненых бойцов с фронта в тыл. С января 1942 года по октябрь 1945 был старшим водителем. Участвовал в Сталинградской битве, в боях на Белгородско-Харьковском направлении в июле 1943г., в освобождении Румынии и Венгрии. Награжден медалью «За боевые заслуги» (дважды), «За оборону Сталинграда». Первым в совхозе (вместе с Григорьевым Г.А.) получил в Москве автомобиль ГАЗ-АА (полуторка). Работал на ГАЗ-51, позже первым получил бензовоз ЗИС-150.
Петр Петрович Попов
С 7 мая 1949 года работал в совхозе «Красный партизан» сначала шофером на ЗИС-150, ГАЗ-51, затем мотористом.
Он прошел всю войну шофером в составе 71 дорожно-эксплуатационного и 85 гвардейского танкового полков. Получил богатый практический опыт, освоил иномарки машин, был признан отличным шофером, не имевшим ни одной аварии и поломки. Награжден медалями «За отвагу» (дважды), «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За взятие Праги».
Григорьев Григорий Григорьевич
Работал шофером на ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-69, в 1954 году получил первый «директорский» ГАЗ-69. В разные годы был завгаром, главным инженером, парторгом совхоза «Красный партизан». За многолетний добросовестный труд награжден орденом «Знак Почета».
Постепенно увеличивалось количество автомобилей в автопарке, возрастали их мощности. Автомобиль – единственный вид транспорта у нас, поэтому с работой шофера в огромной степени связан нормальный ритм жизни села и района.
С середины пятидесятых годов сели за баранку Михаил Павлович Щербинин и Геннадий Павлович Кривошеин. У каждого из них был свой путь в профессию. Геннадий начинал с мехмастерской, мыл детали у тракторов. Потом его послали учиться на электрика. Выучившись, некоторое время работал на дизельной электростанции, дежурил у двигателя. С 1956 года стал шофером. Работал на разных машинах: ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-69, ЗИЛ-130. В то время как раз в совхозе появились американские студебеккеры.