Строительство деревянных храмов в России было сильно ограничено в начале XIX века. 25 декабря 1800 года Павел I принял указ «О непозволении строить деревянные церкви вновь, на месте погорелых»1. Хотя в указе говорилось только о сгоревших церквях, новые церкви тоже фактически прекратили строить из дерева2. Но в дальних областях Российской Империи для каменного строительства не было ни мастеров, ни материалов, поэтому уже в 1802 году в Сибири было разрешено строить деревянные церкви. Таким образом, традиция деревянного церковного зодчества в Сибири не прерывалась.
В провинциях, из-за отсутствия архитекторов, строительство церквей выполнялось по типовым проектам. Правительство утвердило издание Альбомов и Атласов проектов каменных и деревянных церквей и часовен различной вместимости (от 80 до 750 человек), которые направлялись в епархии для строительства недорогих храмов3. Наиболее часто в Сибири использовался «Атлас планов и фасадов деревянных приходских церквей на 250, 300, 400, 500 и 750 человек» издания 1857 года, который позже неоднократно переиздавался 4.
Анализ сохранившихся сибирских церквей того времени показывает, что наиболее распространенными в Сибири являлись трапезные храмы, проекты под номерами 5, 9, 12, 19, 22, и 315. В других исследованиях также можно увидеть примеры проектов 5, 9, 22. Вмещающие в себя от 300 до 500 человек, они, конечно, различались, но все же в их строении можно было увидеть принадлежность к одной группе. Главный элемент, выделяющий их из других типов строения — трапезная. Благодаря нему, храм мог вместить намного больше людей.
На Алтае, в силу преобладания сел со средним количеством жителей, наиболее распространен был проект деревянной церкви на 300 человек6. Станица Чарышская была довольно крупной, поэтому для нее потребовался проект церкви на 500 прихожан. Таких проектов в Атласе несколько (№19, №22, №23), но для строительства Казанской церкви был выбран проект №31. Отличительная черта этого типа — его пятиглавое луковичное завершение, которое представляется очень традиционным: пятиглавие применялось еще в древнерусских церквях, а в целом формы храма сильно напоминают храм «кораблем» XVII века.
В Сибири до недавних времен сохранялось еще несколько примеров церквей этого же типа: сохранившийся старообрядческий храм города Томска во имя Успения Пресвятой Богородицы, недавно сгоревшая Троицкая церковь в Колбинке Молчановского района Томской области, а также Покровская церковь села Шибково Искитимского района Новосибирской области, перестроенная в клуб и затем сгоревшая в 1982 году, чей облик можно оценить только по схематическому рисунку 1930 года.
Сравнивая нынешнее устройство Казанской церкви с типовым проектом и его известными реализациями, можно заметить небольшие изменения.
- Боковые окна верхнего яруса главного четверика сдвоенные, так же как и центральные. На проекте и всех его реализациях боковые окна одинарные. На дореволюционном фото видно, что и на Казанской церкви они были одинарными; вероятно, их изменили в ходе восстановления церкви по образцу центральных.
- На боковых сторонах алтарной апсиды размещены окна, не предусмотренные проектом №31. Этот прием применялся повсеместно при реализации проекта, такие же окна можно увидеть на церкви в Томске и изображениях утраченных церквей.
- Притвор, находящийся под колокольней, в проекте имеет ширину четверика колокольни. У Казанской церкви притвор расширен до ширины основного четверика церкви (по бокам от входа в нем размещается свечной ящик и кладовое помещение). У церкви в Толбинке он был узким, как на проекте, но у Успенской старообрядческой церкви в Томске он точно так же расширен; возможно, речь идет об одной и той же модификации исходного проекта.
- У церквей в Томске и Колбинке колокольня восьмипроемная, завершена правильным восьмигранным шатром, как в проекте. У Казанской церкви в Чарышском на ярусе звона четыре проема, а колокольня и ее шатер в плане представляют неправильный восьмиугольник: угловые грани по ширине меньше продольных и поперечных. Церковь в Шибкове тоже имела четыре проема звона, но о формах ее восьмерика судить по схематичному рисунку невозможно.
- Восьмерик барабана главного купола церкви Казанской церкви имеет восемь окон, как в проекте. Церковь в Колбинке до своего пожара находилась в плохом состоянии, часть окон была заколочена, но по отдельным фото можно судить, что у нее тоже было восемь окон. У церквей в Томске и Колбинке на восьмерике центрального барабана по четыре окна.
- На скатах крыши основного четверика крыши Казанской церкви находятся небольшие окна-люкарны, предусмотренные проектом. Такие же окна, судя по рисунку, были в Шибкове, в Томске и Колбинке они отсутствуют.
Таким образом можно сделать вывод, что церковь в Чарышском представляет собой реализацию проекта №31 с отдельными изменениями, в результате которых типовая по проекту церковь не является полностью идентичной ни самому проекту, ни одной из известных его реализаций в Сибири.
- Полное собранiе законовъ Россiйской Имперiи, съ 1649 года, томъ 26, с. 483
- А. В. Бокарев. Деревянное церковное зодчество Архангельской губернии в XIX — нач. XX в. http://kenozerjelive.ru/bokarev-woodenarh.html
- И. Л. Ростовцева. Трансформация типового проекта храма на рубеже XIX–XX веков. «Творчество и современность», № 1 (1), 2016
- И. Л. Ростовцева. Использование типового проекта №9 в процессе строительства храмов сел Коурак, Доронино Кузнецкого и Ярки Барнаульского округов Томской губернии. «Живоносный источник», 05.03.2017
- С. С. Журавлева. Традиции деревянного зодчества в типовых проектах храмов Сибири (конца XIX — начала XX в.)
- Р. Ю. Волоснов Сельское деревянное культовое зодчество Алтая в конце XIX — первой трети XX веков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искуствоведения. Барнаул: «Алтайский государственный университет», 2009