Казанская церковь до революции
Храм в Чарышском был построен в XIX веке. На строительство церкви ушло почти пятнадцать лет: её начали строить ещё в 1880 году, а закончили к 1894-ому. События, связанные с ней, тесно вплетаются в историю Алтая, в различные её периоды: возникновение военных форпостов — казачьих станиц, освоение алтайских земель и строительство церквей.
До революции здесь служили священники Павел Вандакуров, убитый красноармейцами 1919 г. за служение своему народу и Ефим Тимаков, который в 1929 году бежал от преследований, оставив свой приход и семью.
Хронология храма:
1765 год — Построена первая часовня
1824 год август месяц — Первое упоминание о Чарышской церкви Казанской иконы Божьей Матери.
1894 год — Окончание строительства храма. Церковь открыта для богослужения.
1911 год — Храм частично горел, но был восстановлен.
1929 год, 19 августа — Произошла провокация с оружием. Храм закрыли.
На сегодняшний день это одно из самых древних деревянных сооружений, построенных в Алтайском крае.
Восстановление Казанской церкви
В 1929 г. Советское правительство усилило антирелигиозную кампанию. К 1930 году все церкви и молитвенные дома в районе закрыли, общины были распущены, а церковная утварь разошлась неизвестно куда. Церковные помещения оборудовали под общественные клубы, культурные музеи и склады.
Казанскую церковь в Чарышском закрыли 19 августа 1929 года.
По инициативе комсомола в 20-е годы в Чарыше организовали культкружок художественной самодеятельности, затем организовали клуб и избу-читальню. Сначала концерты и спектакли проводились в школе,а с 1929 года клуб размещался в здании закрытой Казанской церкви.
Несмотря на антирелигиозную кампанию, на протяжении всего времени пока была закрыта церковь, в селе существовала православная община. Жители собирались вместе помолиться: если кто-то умер, то читали Псалтирь, пели духовные стихи, потому что отпевать без священника не могли. Детей крестили прямо на дому, погружали в тазик с водой говоря «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» повторяя погружения с молитвой 3 раза.
Церкви не было, а были бабушки, которые занимались «погружением» новорожденного: они ставили таз с водой… Эта бабушка должна обязательно знать какие-то свои молитвы… Крестные, если это мальчик, то должен быть мужчина, если девочка, то должна быть женщина… И вот она водила крестного этого ребенка, сама бабушка ходит вокруг этого таза с водой, ну или купель, или ванночка, у кого что есть, и эта бабушка носит этого младенца, читает молитвы, читает, читает, потом нареченному крестному отцу или матери подает ребенка, тот держит на полотенцах — ну, как сейчас в церкви. Только не знаю, что она читает, она же потихонечку. Вот все мы были погруженными. Потом надевали крестик.
— Назарова Галина Ильинична
В 1986 году была создана церковная двадцатка. Церковную двадцатку собрала Мальцева Ульяна Яковлевна. Молились дома у членов двадцатки. Начались массовые крещения жителей села. Однажды собралось около 50 человек, и Ульяна Яковлевна договорилась о проведении таинства в бывшем здании церкви, все еще принадлежавшем клубу.
Собирались в этом доме, приезжал батюшка с Алейска, здесь у меня молебен служили; освятили мне квартиру. Много в это время крестилось людей. У другой женщины тоже как-то собирались для крещения, молебна. Однажды собрались в храме, собралось много людей, позвали батюшку из Алейска.
В 1911 году храм частично горел, но иконы сохранились и хранились в Бийске, были забыты, узнаны и возвращены, но не отреставрированы, до возвращения храма хранились у Ульяны Яковлевны, узнаны и переданы Тальменским батюшкой.
В конце 80-х годов началось активное движение за возрождение церквей. В 1993 году из Новосибирска в Чарышское приехал батюшка с детьми в лагерь на отдых. Ульяна Яковлевна узнала об этом, и обратилась к нему:
«Батюшка, у нас церковь сохранилася, но нам её не отдают, верующим». А он говорит, достаёт постановление Совета министров о передаче храмов всем верующим, все земли и все часовенки.
Батюшку я не знаю, как звали, но, в общем, он дал мне это постановление, я потом пришла в администрацию, и говорю: «Передавайте нам храм, вот постановление совета министров».
— Ну, как вы батюшку найдёте, так мы вам церковь и отдадим.
Когда нашли священника, документы на владение храмом передали православной общине в 1994 году. Прошла первая служба, священником был отец Сергий (в миру Сергей Зюков). А уже 16 апреля 1996 года храм, согласно «Охранному договору» передаётся в безвозмездное пользование Чарышской православной общине. Возникли финансовые вопросы с ремонтом, приобретением имущества для храма. Эти проблемы частично решались при поддержке местной администрации и за счёт пожертвований прихожан. Этот единственный в районе храм стал привлекать жителей окрестных сёл.
Сегодня настоятелем Казанской церкви является иерей Сергий (Филатов). Каждую субботу и воскресенье в храме проводятся службы, прихожан исповедуют, причащают, проводят венчание и отпевают усопших. В дни престольного праздника (21 июля и 4 ноября) проводится крестный ход.
Об истории Казанской церкви также можно прочитать на страницах 56, 202 книги Н.Д. Карпова «Страницы истории станицы Чарышской».
Об антирелигиозной политике подробнее в этой же книге, на страницах 151-152. Летопись Казанского храма на страницах 210, 222.
One Reply to “История Казанской церкви в Чарышском”