Машино-тракторная мастерская в селе Красный партизан

Машино-тракторная мастерская в с. Красный партизан

Что такое МТМ? Прежде всего – мастерская, призванная ставить в строй изношенную или вышедшую из строя технику. Организация трудового цикла, контроль за дисциплиной труда, бесконечное доставание запасных частей и материалов, контроль за ходом ремонта – вот неполный перечень обязанностей заведующего МТМ1.

Шумихин К.И.

Первым заведующим МТМ в совхозе «Красный партизан» был Григорьев Александр Аввакумович.  Дольше всех на этой должности – восемнадцать лет —  проработал Константин Иванович Шумихин – человек, посвятивший всю свою трудовую жизнь технике. В октябре 1972 года  он заступил на должность заведующего мастерской.

К.И.Шумихин настойчиво и кропотливо добивался оснащенности современным оборудованием цехов. Чтобы МТМ стала не просто местом сбора вышедшей из строя техники, а настоящей материально-технической ремонтной базой совхоза.

При нём были и новаторства. Например, передний брус трактора ДТ-54, будучи чугунным, часто выходил из строя. Подумав и сделав  необходимые расчеты, решили выполнить его из стали. И получилось, и брусы эти стали служить намного дольше. Вносили усовершенствования в поворотные шарниры автомобилей, заменяя крестовины на шары собственной выточки. Сделали более долговечной тормозную систему ДТ-75, устанавливая бандажи из листовой стали.

В ремонтной мастерской

В мастерской было несколько цехов: токарный, инструментальный, кузнечный.

Токарь шестого разряда Михаил Михайлович Маркелов работал на фрезерных станках, мог подготовить, например, шестерни передач автомобиля. Был рационализатором:  с успехом переделывал поворотные кулаки легковых автомобилей. Токарями же работали А.И. Лихачев и А.П. Сукнев.

В нелегкие для хозяйства девяностые годы мастерская продолжала работать. Проводился, как и раньше,  ремонт техники. Однако методы и подходы к столь важному делу изменились. Как рассказывал заведующий МТМ Василий Иванович Дергунов, «в обиходе ремонтников уже нет такого понятия, как «утиль» — мы его зовем реставрационным материалом. Каждая выброшенная кем-то и когда-то железяка изучается и используется в каком-нибудь деле. Мы и дорогу во Вторчермет забыли – нечего возить. Жизнь научила бережно относиться к технике – механизаторы часто сами устраняют неполадки, не обращаясь в мастерскую, боясь остаться здесь надолго и остаться без работы. Заявок на ремонт техники с ферм стало меньше.

Автопарк совхоза «Красный партизан»: становление

В довоенные и первые послевоенные годы машин и, соответственно, шоферов в совхозе было мало. Так, по данным за 1935 год  среди специалистов хозяйства упоминаются 4 шофера. Имена двух знаем точно. Это Г.А.Григорьев и Н.Т.Жильцов.

Григорьев Григорий Аввакумович

Григорьев Григорий Аввакумович

Работал на первых автомобилях АМО-Ф-15 Московского завода, на первом авто с газо-генераторным двигателем (на дровах), на ГАЗ-51, который получил в Москве. Первым в совхозе получил и работал на автомобиле марки ГАЗ-93.                                                        

Участвовал в Великой Отечественной войне с июля 1941 г. по май 1945 г. в составе 77 гвардейской стрелковой дивизии, рядовой, шофер. Защищал Сталинград, дошел до Берлина.   Награждён орденом «Отечественной войны II степени», медалями «За отвагу» (дважды), «За победу над Германией».

В послевоенные годы трудился в совхозе «Красный партизан» шофером (до 1977 года).

Жильцов Николай Тихонович

Жильцов Николай Тихонович

Участник Великой Отечественной войны. Призван по мобилизации военным комиссариатом Чарышского района 15 июля  1941 года. Воевал в составе 97-й отдельной автомобильно-санитарной роты, возил раненых бойцов с фронта в тыл. С января 1942 года по октябрь 1945 был старшим водителем. Участвовал в Сталинградской битве, в боях на Белгородско-Харьковском направлении в июле 1943г., в освобождении Румынии и Венгрии. Награжден  медалью «За боевые заслуги» (дважды),  «За оборону Сталинграда».    Первым в совхозе (вместе с Григорьевым Г.А.) получил в Москве автомобиль ГАЗ-АА (полуторка). Работал на ГАЗ-51, позже  первым получил бензовоз  ЗИС-150.

Бензовоз ЗИС-150

Петр Петрович Попов

Петр Петрович Попов

С 7 мая 1949 года работал в совхозе «Красный партизан» сначала шофером на  ЗИС-150, ГАЗ-51, затем мотористом.

Он прошел всю войну шофером в составе 71 дорожно-эксплуатационного и 85  гвардейского танкового полков. Получил богатый практический опыт, освоил иномарки машин, был признан отличным шофером, не имевшим  ни одной аварии и поломки. Награжден медалями «За отвагу» (дважды), «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За взятие Праги».

ГАЗ-51

Григорьев Григорий Григорьевич

Григорьев Григорий Григорьевич

Работал шофером  на ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-69, в 1954 году получил первый «директорский» ГАЗ-69. В разные годы был завгаром, главным инженером, парторгом совхоза «Красный партизан». За многолетний добросовестный труд награжден орденом «Знак Почета».

Постепенно увеличивалось количество автомобилей в автопарке, возрастали их мощности. Автомобиль – единственный вид транспорта у нас, поэтому с работой  шофера в огромной степени связан нормальный ритм жизни села и района.

С середины пятидесятых годов сели за баранку Михаил Павлович Щербинин и Геннадий Павлович Кривошеин. У каждого из них был свой путь в профессию. Геннадий начинал с мехмастерской, мыл детали у тракторов. Потом его  послали учиться на электрика. Выучившись, некоторое время работал на дизельной электростанции, дежурил у двигателя. С 1956 года стал шофером. Работал  на разных машинах: ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-69, ЗИЛ-130. В то время как раз в совхозе появились американские студебеккеры.

«Старая гвардия»
Коллектив автопарка совхоза «Красный партизан», начало 1970-х
  1. А. Морозов. Встретимся через 10 лет // газета «Животновод Алтая», 29 июня 2002 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *