2 LP. М 20 49433 002, 1990. Русская народная музыка Севера и Сибири

2 LP. М 20 49433 002. Русская народная музыка Севера и Сибири. Музыкальное творчество народов СССР. Антология. Комплект из 2-х пластинок. Всесоюзная студия грамзаписи. Записи 1938–1984 гг. ВТПО «Фирма Мелодия»: Ленинградский завод грампластинок, 1990. — (Русская классическая музыка).

Пластинка 1: Музыкальный фольклор Русского Севера (№ 1–26). Антологию подготовили музыковеды-фольклористы В. М. Щуров, В. В. Коргузалов, А. М. Мехнецов, Ю. И. Марченко, инженеры Лаборатории звукозаписи Фонограммархива ИРЛИ РАН СССР В. П. Шифф, А. В. Осипов. Автор аннотации В. Коргузалов.

Пластинка 2: Русский музыкальный фольклор Сибири (№ 1–22). Над составлением пластинки работали В. Щуров, Ю. Марченко, В. Коргузалов и автор аннотации. Реставрация звукозаписей и монтаж осуществлены инженерами лаборатории звукозаписи Фонограммархива ИРЛИ АН СССР В. Шиффом и А. Осиповым. Автор аннотации А. Мехнецов.

Пластинка 2: Русский музыкальный фольклор Сибири

Сторона 3:

Фольклорный ансамбль села Ушарово Тюменской области

1.Вы перильца, перильца мои (свадебная опевальная песня)1:38
2.Уж ты, мать-то моя ли, мамонька (свадебная опевальная песня) 2:19
3.Я качу, качу золото кольцо  (хороводная песня)1:28
4.Отродясь тоски не бывало (хороводная песня) 0:58

Фольклорный ансамбль [старообрядцев-«поляков»] села Черемшанка Восточно-Казахстанской области

Денисова Татьяна Степановна, 1929 г. р.
Колесникова Клавдия Степановна, 1935 г. р. (сёстры);
Чернова Татьяна Григорьевна, 1915 г. р.

5. Ты ляти, ляти, калена стряла… (весенняя хороводная песня)

5. Ты ляти, ляти, калена стрела (Черемшанка)

6. Ой да уж ты, улица… (лирическая песня, приурочена к масленице)

6. Ой да уж ты, улица… (Черемшанка)

Фольклорный ансамбль [старообрядцев-«поляков»] села Бутаково Восточно-Казахстанской области

7. Ой, как у наших-то у ворот (хороводная)

7. Ой, как у наших-то у ворот (хороводная)

Фольклорный ансамбль [старообрядцев-«поляков»] села Зауба [Шамонаихинского района] Восточно-Казахстанской области

Тютюнкова Агриппина Петровна, 1920 г. р.
Иванова Анна Петровна, 1924 г. р. (сёстры);
Борисова Евдокия Александровна, 1919 г. р.
Тютюнкова Вера Яковлевна, 1911 г. р.

8. Эй, да вы, любезные мои, мои подруженьки
(свадебный хоровой причёт с причитанием невесты)

8. Эй, да вы, любезные мои, мои подруженьки (Зауба)

Фольклорный ансамбль [старообрядцев-«поляков»] села Черемшанка Глубоковского района Восточно-Казахстанской области

Денисова Татьяна Степановна, 1929 г. р.,
Колесникова Клавдия Степановна, 1935 г. р. (сёстры);
Чернова Татьяна Григорьевна, 1915 г. р.

9. Да ты подуй, подуй да ли, матушка погодушка
(свадебный хоровой причёт с причитанием невесты)

9. Да ты подуй, подуй да ли, матушка погодушка (Черемшанка)

Фольклорный ансамбль [старообрядцев-«поляков»] села Зауба [Шемонаихинского района] Восточно-Казахстанской области

Тютюнкова Агриппина Петровна, 1920 г. р.
Иванова Анна Петровна, 1924 г. р. (сёстры);
Борисова Евдокия Александровна, 1919 г. р.
Тютюнкова Вера Яковлевна, 1911 г. р.

10. Да во кармашках деньжонки шевелятся (свадебная величальная песня)1:16
10. Да во кармашках деньжонки
(при оцифровке пропущена строфа)
10. Да во кармашках деньжонки шевелятся (Зауба)

[Дуэт] села Черемшанка Восточно-Казахстанской области:

Колесникова Клавдия Степановна, 1935 г. р.
Денисова Татьяна Степановна, 1929 г. р.

11. Ой, да уж вы, братцы (лирическая)

11. Ой, да уж вы, братцы (лирическая)

Сторона 4:

Женский фольклорный ансамбль села Александровка Читинской области

12.То не ягодка по блюдечку катается (свадебная величальная песня)2:08
13.Ой, я малым (хороводная песня) 2:10
14.Вокруг леса обошли (солдатская песня)2:14

Семейный дуэт села Красный Чикой Читинской области:

Арефьев Иван Варламович, 1904 г. рожд.
Арефьева Евгения Лиферовна, 1909 г. рожд.

15.Эх, в каменной-то ли Москве (историческая протяжная песня)2:27

Фольклорный ансамбль села Балман Новосибирской области

16.Кумушки, скачите (хороводная песня)1:39
17.Сею, вею белый-то леночек  (хороводная песня) 1:56

Мужской вокальный квартет села Большой Куналей Бурятской АССР. Запевает А. Рыжаков

Иванов Влас Трофимович, 1885 г. рожд.
Рыжаков Александр Иванович, 1905 г. рожд.
Рыжаков Фёдор Ферапонтович, 1895 г. рожд.
Рыжаков Феоктист Кириллович
(старообрядцы-«семейские» Забайкалья)

18.Ой, да что не пыль в полюшке запылилася  (лирическая протяжная песня) 3:06

Мужской вокальный квартет села Большой Куналей Бурятской АССР. Запевает А. Рыжаков

Иванов Влас Трофимович, 1885 г. рожд.
Назаров Спиридон Харлампьевич
Рыжаков Александр Иванович, 1905 г. рожд.
Рыжаков Фёдор Ферапонтович, 1895 г. рожд.
(старообрядцы-«семейские» Забайкалья)

19.Полынь горькая в поле трава (лирическая протяжная песня) 2:24
20.Поселенцы вы наши, бродяги (лирическая протяжная песня) 2:50
21.Уж вы, стары старики (хороводная плясовая песня) 1:39

Имена исполнителей восстановлены по Архиву (фонду аудиозаписей) Научного центра народной музыки имени К. В. Квитки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. — Л. Махова.


Село Нижнеозерное Алтайского края

Плешков А.

22. Подгорная (наигрыш на балалайке)

22. Подгорная (наигрыш на балалайке)

Русские народные песни Сибири — одна из ярких страниц отечественной музыкальной культуры. На протяжении четырех столетий — от первопроходцев Сибири до наших дней — на бескрайних просторах от Урала до Тихого океана складывались и развивались песенные традиции сибиряков. При всем многообразии этих традиций отчётливо проявляется особый строй песен русско-сибирского происхождения, который узнаётся среди самобытных местных стилей русской народно-песенной культуры, в первую очередь, по музыкальным признакам. Действительно, ни в жанровом отношении, ни в отношении поэтического содержания сибирский песенный фольклор не даёт новых, отличных от фольклора европейских областей России, специфических сибирских форм.

Традиции песенной культуры русско-сибирского склада (песни старожильческого историко-культурного слоя) формировались в районах раннего расселения русских в Сибири (Прииртышье, Приобье, Алтай, Енисейский край, земледельческие районы Восточной Сибири, Забайкалье) на основе традиций, привнесённых из европейской части России, в процессе их преобразования в новых условиях. В этой связи сибирская песенность предстаёт как часть общерусской народной музыкальной культуры.

Своеобразие сибирских песен возникает в результате творческой переработки, переосмысления различных в стилевом отношении традиций переселенцев, в сложном взаимодействии и сочетании архаических основ музыкально-поэтического языка русской песни с новыми музыкально-стилевыми явлениями, определившими характер музыкальной культуры России в XVIII–XIX веках. Особенности музыкального стиля сибирских песен в том и состоят, что, с одной стороны, в них рельефно выступают жанрово определённые черты, обобщающие национально характерное в интонации, ладовом и метроритмическом строе ранних пластов русской песенности. С другой стороны, музыкальная форма, фактура, излюбленные исполнительские приёмы, складывающиеся в музыкальном быту сибиряков в относительно поздний период русской истории, подчиняются художественным критериям нового времени. Отсюда возникают свойственные всем жанрам песенной культуры сибиряков-старожилов подчёркнутая уравновешенность песенной строфы, полнота хоровой партитуры при двух-трёхголосном сочетании мелодически развитых линий, гармонически осмысленная вертикаль. Эти особенности придают различным местным традициям старожилов характер единства, черты моностилевой культуры.

Такая характеристика принципиально отличает фольклор сибирских старожилов от многообразных явлений музыкальной культуры переселенцев позднего времени (вторая половина XIX – начало XX вв.). Фольклор новосёлов в репертуарном и музыкально стилевом отношениях, как правило, сохраняет тесную связь с традициями мест выхода переселенцев. Этим и объясняется чрезвычайная пестрота, характеризующая современное состояние традиций народного музыкального творчества русских в Сибири. Это многообразие усиливается благодаря процессам взаимодействия различных переселенческих традиций как между собой, так и с культурными традициями старожилов.

На пластинке представлены наиболее характерные образцы песен русско-сибирского склада из основных старожильческих районов Сибири — Тобольского района, Южного Алтая, Забайкалья.

Основу песенной культуры сибиряков Тобольского Прииртышья составляют песни свадебного обряда (1, 2) и хороводы (3, 4) — исключительно богатый в музыкально-поэтическом отношении, развитый цикл деревенских вечёрочных «поцелуйных» песен. В напевах тобольской свадьбы явственно прослеживаются севернорусские истоки традиции. В то же время по мелодическому рисунку, ладовым краскам, структуре, характеру многоголосия (преобладание параллельного движения голосов) песни села Ушарово — типично сибирские. Исполнительское мастерство ушаровских певиц является показательным для всего обширного района Тобольского Прииртышья — наиболее раннего по времени формирования русского крестьянского населения района Сибири (конец XVI–XVII вв.). Голоса певиц из народа звучат мягко, собранно. Темп исполнения — сдержанный, неторопливый.

Песни Южного Алтая (5–11) представляют песенную культуру, сложившуюся к концу XVIII века на основе старожильческих традиций и традиций старообрядцев — выходцев из районов Стародуба и Ветки (так называемых «поляков»). Развёрнутая причётно-песенная система местного свадебного обряда, классические формы русской протяжной лирики и хороводных весенних песен составляют отличительные черты местной песенной традиции. Особое внимание привлекают свадебные песни (8 — опевальная, 9 — свадебный хоровой причёт) с причитанием невесты. Оживляют строгий, чинный местный свадебный ритуал величальные, корительные, просительные припевки девушек — подруг невесты (10).

Заметное место в сибирской традиции занимают песни о печали узников, томящихся в неволе (11).

Вершин русской протяжной лирической песни достигают мастера пения забайкальских сёл Большой Куналей, Красный Чикой (18–21, 15). Своеобразие исполнительского стиля, свобода голосоведения, искусство мелодических распевов, удивительное чувство ансамбля и владение сложной формой протяжной песни — характерные черты культуры особой этнической группы русских старожилов Сибири, известных как «семейские Забайкалья». Чрезвычайную ценность представляют записи мужского ансамблевого пения — традиции, угасающей в настоящее время и сохранившейся в Сибири лишь в редких местах.

К забайкальской русской песенной традиции относится и искусство певиц из села Александровка Читинской области.

Необыкновенно богатые в историко-культурном и художественном отношениях песенные традиции сибирских старожилов сохранили для нас подлинные шедевры творческого гения русского народа.

Современное инструментальное народное искусство Сибири представляет наигрыш на балалайке, записанный от сельского виртуоза в селе Нижнеозёрное Алтайского края. «Подгорная» — типичная для Сибири мелодия частушки.

Настоящая пластинка составлена по материалам фольклорных экспедиций В. Щурова (Южный Алтай, Забайкалье), А. Мехнецова и Ю. Марченко (Тобольск), В. Захарченко (Новосибирская область). Запись песни «Эх, в каменной-то ли Москве» выполнена в совместной экспедиции сотрудников Фонограммархива ИРЛИ АН СССР (Пушкинский Дом) и Бурятского института общественных наук СО АН СССР. Составителями использованы также звукозаписи из фондов Всесоюзного радио и Всесоюзной студии грамзаписи.

Над составлением пластинки работали В. Щуров, Ю. Марченко, В. Коргузалов и автор аннотации. Реставрация звукозаписей и монтаж осуществлены инженерами лаборатории звукозаписи Фонограммархива ИРЛИ АН СССР В. Шиффом и А. Осиповым.

Анатолий МЕХНЕЦОВ, [1990]

3 Replies to “2 LP. М 20 49433 002, 1990. Русская народная музыка Севера и Сибири”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *