Традиционное жилище в Чарышском районе

Формирование традиции

Местная традиция деревянной архитектуры жилья основана на смешении более ранней русской традиции и архитектурных традиций, которые привезли переселенцы из разных мест. В условиях Сибири русская традиция адаптировалась к местным погодным условиям, и некоторые ее элементы заменялись на более подходящие, принесенные переселенцами. «Современное русское население Алтайского края — потомки переселенцев, осваивавших эти земли на протяжении трех столетий. История Алтайского края — это прежде всего история заселения и освоения его различными группами русских людей, прибывавших из разных мест бывшей Российской империи, — это и казачий Дон, и поморский Север, и старожильская Сибирь, и кержацкое Поволжье» 1. В ХХ веке сформировалась устойчивая архитектурная традиция сибиряков-старожилов. Мы рассматриваем архитектуру этого периода.

Основа русского дома на Алтае на протяжении всего этого периода и до сих пор остается изба с печью. Самые простые варианты дома — избушка, изба или изба с пристроенными к ней сенями. Избушка- это временное крестьянское жилье, однако бедные крестьяне могли жить в ней долгое время. Также существовал дом «о двух комнатах», он назывался «связный» или «изба-связь». В начале его появления там жили зажиточные люди, а затем, на протяжении XVIII — XIX веков, такой тип жилой постройки стал самым распространенным на Алтае. Во второй половине ХIX века связные дома стали заменяться пятистенками. Характерная для Алтая черта — разделение жилых и хозяйственных построек. Например, на Русском Севере помещение для скота находится под одной крышей с жилой частью, а на Алтае хлева и сараи находятся во дворе, под открытым небом.

Рис. 1. Типы вертикальной планировки.

Исследованиями архитектуры жилья в регионе занимались разные ученые. В XIX веке устройство традиционного алтайского дома изучал Филипп Зобнин, этнограф, путешествовавший по Алтаю. В выпуске III и IV журнала «Живая старина» отделения этнографии императорского русского географического общества, выпущенного в самом конце XIX века, есть работа Филиппа Зобнина «Поездка на Алтай», один из ее отрывков посвящен жилищу того времени. В нем описываются такие же типы домов, как встретили и мы. В нашей работе мы опирались на исследования современного этнографа и историка, специалиста по устной истории, доктора наук Т.К. Щегловой.

Существуют разные типы домов. Т.К. Щеглова предлагает оригинальную классификацию для домов Алтайского края. В её классификации выделены типы устройства дома «по вертикали» и «по горизонтали». «По вертикали» дома делятся на наземный дом (без подвала), дом с подклетом (с небольшим подвалом) и двухэтажный дом (без подвала) (рис.1). «По горизонтали» выделяются: изба, дом-связь, крестовый дом, дом-пятистенок. А Ф. Зобнин выделяет только три типа устройства дома — избу, дом-связь и пятистенок (см. рис. 2). Ф. Зобнин не так подробно описывает архитектурную традицию: его работа была посвящена исследованию культуры Алтая в целом. Приведенный ниже отрывок — та часть статьи, в которой описывается жилой дом (рис.2).

Рис. 2. Отрывок из работы Ф.Зобнина «Поездка на Алтай», посвященный архитектуре. Примеры планировки домов — изба, дом-связь, пятистенок.

В с. Тулата мы встречали дома-связи и дома-связи с подклетом, перестроенные в пятистенок. Дом-связь, перестроенный пятистенок, который мы посетили, принадлежал Ефиму Матвеевичу Козлятину. Дом был построен в 1900-е годы дедушкой нашего информанта и перестроен в 1960-е годы самим информантом. Дом включал в себя избу, горницу и сени. Изба и горница были теплыми помещениями, в которых жили и зимой, и летом. Сени — коридор между избой и горницей.

История этого дома, нашего, конечно, отцовского моего дома. В 32 году раскулачили, забрали все, увезли. Я родился в бане. <…>А это я уже потом, материного отца дом этот был. Перестроил в 60-м году. У нас когда забрали все, уже не помню, батя рассказывал, что мы где-то жили, километров 6, наверное, отсюда. Была коммуна. Раньше организовалися. В этой коммуне жили. 

А сам дом давно построили?

— Этот давно, ещё дед построил, где-то в 900-х годах. 

— 900-е года. То есть, ему уже больше ста лет?

— Я его перестроил уже в 60-х годах-то. Он был связь, этот дом.

(Козлятин Ефим Матвеевич)

Боковой фасад дома
Задний фасад дома
Внешний фасад дома
План дома

Из ныне существующих в с. Тулата домов-связей лучше всех сохранился дом Лобановой Надежды Александровны. Она сделала из избы кухню и стала жить в горнице.

Боковой фасад дома
Внешний фасад дома
Задний фасад дома
План дома

Внутреннее устройство дома

Изба — основное помещение в доме. В избе стояла русская печка, там готовили, ели, спали. В устье печки (топочное отверстие), которое на Алтае называлось сало, могли даже спать,а в войну печку протапливали, а потом забирались внутрь и ночевали. Над печкой у входа вешали палати — полки, на которых спали дети. В углу рядом с печкой могла располагаться еще одна полка для сна, для одного человека, она называлась голбчик. На печке спали старики, дети. Если кухня была отделена, печка могла разделяться на две комнаты — на кухне стояла та половина, на которой готовили, а в избе — та, на которой спали, которой обогревались. Многие члены семьи спали на полу: расстилали потники, перины. Напротив печки, вдоль стены, стоял стол, за которым собиралась вся семья. Семьи у казаков были большие, было много детей. Вдоль стола стояли лавки, на которых рассаживались домочадцы.

«И вот тут стол. Обычно все садилися обычно утром всегда чай пили, самовар на столе стоял. Ну, там пирожки стряпали. Такое все. Всегда чай. Утром чай, вечером в основном чай тоже был. Всегда самовар на столе кипит. Представляете, что такое самовар, на углях он?».

(Козлятин Ефим Матвеевич)

Избу могли украшать — расписывать стены, вешать вышитые занавески на окна и печку, иногда обшивали её тёсом.

В каждом доме должен быть красный угол — место, где располагаются иконы. Его также называют божничка, божница. Красный угол находится в правом дальнем углу избы. Сейчас многие жители сел не соблюдают эту традицию, хоть и знают о ней: у Ефима Козлякова — жителя с.Тулаты — иконы стояли на шкафу вдоль левой стены, но его дочь Нина, когда показывала нам иконы, сохранившиеся еще с начала ХХ века, сказала,что это неправильно. Раньше в селах сохранялось много древних икон, но в 30-е годы, во время раскулачивания, иконы отнимали и уничтожали.

«Да, красный угол был, божничка называлась она. На божничке иконы стояли в уголке. Обычно заходишь, на переднем углу это было. <…> Встаньте назад, посмотрите там, на столе – там старинные иконы, одна 1900 года. <…>У нас осталось уже мало такого, как говорится, случайно. Все забирали же. Все забирали. <…> У нас потому что я помню, в 39 году, все поломали. Иконы все сжигали там. <…> У нас осталось уже мало такого, как говорится, случайно. Все забирали же. Все забирали».

(Козлятин Ефим Матвеевич)

Горница — парадная комната, в которой принимали гостей, устраивали праздники, жили. Горница часто отапливалась печкой-голландкой.

Ну, в горнице, как говорится… Ну это изба была  — там пекли, ели и все, а горница, как говорится, ну, как называть-то… 
<…> Ну, там, как говорится, подвид гостиницы. Там отдыхали да спали. 

(Козлятин Ефим Матвеевич)

Во многих домах есть подвальное помещение, которое называется подклетом или подвалом. В с. Тулата мы посетили пятистенок с подклетом, перестроенный из дома-связи. В подклете хранили разные продукты за неимением холодильника. Подклет представляет собой холодное, темное помещение с земляным полом высотой примерно 1,5 метра. Обычно в него было два входа: один изнутри дома, один снаружи. Вход изнутри представлял собой люк в полу, в который ставилась лестница при спуске в подклет. Вход снаружи представляет собой дверь ведущую в подклет сразу с улицы. Различали подвал и погреб. Подвал — помещение в основании дома, а погреб выкапывался отдельно, во дворе. В погребе продукты хранились дольше, так как зимой он замерзал, а подвал согревался от дома.

За домом следили в основном женщины — они занимались готовкой, обустройством дома. Дети с раннего возраста начинали помогать по дому. С 10 лет дети уже все умели и могли помочь в почти любом домашнем деле. Интересно была устроена казачья семья: женились и выходили замуж очень рано, сын, женившись, не сразу переезжал в отдельный дом, несколько лет молодые жили с родителями, чтобы обучиться ведению хозяйства.

Существовало поверье, что в доме жил домовой, домашний дух. Его никто никогда не видел, но верили, что он есть. Домовой мог влиять на жизнь домочадцев. Например, домовому могло не понравиться новое домашнее животное.

«Бывает. Не полюбит – все. Кошка живет в доме, если она не по дому, «соседка не любит», она долго не живет – или пропадает, или еще что. Вот надо тоже подобрать кошку, чтобы она по дому была».

(Козлятин Ефим Матвеевич)

Строительство дома

Весь порядок строительства дома определялся традициями. Каждый этап постройки дома был связан с особенными приметами. Все элементы дома обязательно воспроизводились, у каждого был свой смысл. 2Первым этапом строительства был выбор места для постройки дома. Существовало множество примет, которые помогали при выборе: «Особое внимание уделяли выбору места. В холодное время, например, ставили ведро с водой. Если не замерзнет на утреннике — место теплое; или расстилали, если не отсыреет — дом будет сухим; смотрели также, где ложится скот — там жить будет удобно.3 Подобную традицию мы встретили в селе Тулата. При постройке дома существовала традиция звать на «помочь» соседей. Тех, кто помогал во время строительства, кормили обедом, а в конце дня устраивали угощение, это считалось маленьким праздником, к которому готовились. Обмывали первый сделанный сруб дома. 4Иногда отмечали каждый день строительства. Когда устанавливали матицу, центральную потолочную балку , подкладывали под неё золотую монету.

— А как место выбирали для дома?
— Ну, это деды выбирали. Дед посмотрит, как надо. Старые люди обычно. Раньше же, видишь, почитали совсем по-другому старых людей. Почитали. И молодежь всегда слушались все. <…>Не ставили возле речки, где болото там. Бывает, что где-то бабки говорят, что на этом месте строить не надо. 

(Козлятин Ефим Матвеевич)

Для строительства использовались лиственница, пихта и сосна. Лиственница — прочное, но холодное дерево. Так как лиственница не гниет, из нее изготавливали нижнюю часть дома, а вверху ставили пихту или сосну. Древесину заготавливали летом: в этот период внутри ствола дерева есть сок и смола, они делают бревно водоупорным. Рубили лес на Петров день, в июне. Если срубить зимой, когда ствол и так сухой, он пропитается водой и быстро сгниет. Срубленные деревья кряжевали — разрезали на бревна длиной 4-5 метров, из этих кряжей складывался сруб. Бревна заготавливали летом, зимой, когда кончались работы в поле, начинали свозить лес на место стройки. Весной ставился сруб будущего дома. Существовало несколько способов укладывать сруб. В одном из вариантов традиции строительства русского дома на Алтае, в том, который нам встретился в с.Тулате, дом рубили «с углами». Это значит, что бревна на углах торчали внахлест. Наш информант Козлятин Е.М., упоминал, что современные избы чаще рубят «в лапу»- бревна на углах плотно стыкуются друг с другом. Дома строили так, чтобы они смотрели окнами на улицу, а дверь — во двор.

«Резали когда в соку, шкурили его там, снимаешь, знаешь, он же в соку, чтобы крепкий, он ссыхает потом, он делается желтый, лес, и не дает такого гнилого, гнильности, он долго стоит.  А когда зимой рубишь, он уже сухой. Крышу покроешь зимой, быстро мокнет. А там в себя не впитывает, при летней рубке-то. …А там нарубят, потом ошкурят, затаборят, закроют, солнце чтоб не драло, чтоб спокойно там, зимой его там начинают возить, когда уже все управятся. И рубят весной опять же его. И вот он срубит его там, сруб. »

(Козлятин Е.М.).

Печку также делали своими руками, особенным способом. Сначала из деревянных плашек сколачивалась деревянная основа — «свинка», а затем с помощью деревянных молотков укладывали вокруг глину, смешанную с песком («били глину»).

— Битые?
— Из глины. С песком. 
— А кто, печник делал печки?
— Ну да. Сами били.
— У вас не было печника?
— Делали кирпичные печки. И такие. 
— А что значит «били»? Как били?
— Такие молотки были деревянные, вот ими. 
— Били по глине, чтобы она приняла форму печки?
— Да, по глине, потому что ее разбить надо. Плотно. Чтобы она не рассыпалась. Там делалась свинка была, в середине-то. 
— А что такое «свинка»?
— Ну, из деревянных плашек сделана. Потому что все надо сделать, а это свинку сделаешь, и потом уже начинаешь бить по ней. Плотно сделана, с тесом. Вот такая. Вот и били, молотками деревянными. 

(Козлятин Ефим Матвеевич)

Снаружи дом украшался резными фигурами из плашек, окна украшались наличниками — «без наличников — это не дом». Всё вырезали собственноручно. Деревянные изделия раскрашивались. Стены могли также расписываться. На Алтае существовала традиция росписи стен дома, однако в селах Чарышское, Тулата, Красный Партизан мы в ходе экспедиции с ней не встречались.

Задний фасад дома
Боковой фасад дома
Внешний фасад дома
План дома

В настоящее время сохранилась лишь очень небольшая часть традиционных домов. Для того, чтобы их найти, наша группа ездила из с. Чарышского в с. Тулата. Там сохранилось три дома постройки начала ХХ века, и один из них был перестроен в пятистенок.

  1. «Русские старожилы и Новоселы», Щеглова Т.
  2. «Старожилы и переселенцы», 5 глава «Дом и усадьба», Щеглова Т.
  3. «Старожилы и переселенцы», 5 глава «Дом и усадьба», Щеглова Т.
  4. «Старожилы и переселенцы», 5 глава «Дом и усадьба», Щеглова Т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *