История Казанской церкви в Чарышском

Казанская церковь до революции

Храм в Чарышском был построен в XIX веке. На строительство церкви ушло почти пятнадцать лет: её начали строить ещё в 1880 году, а закончили к 1894-ому. События, связанные с ней, тесно вплетаются в историю Алтая, в различные её периоды: возникновение военных форпостов — казачьих станиц, освоение алтайских земель и строительство церквей.
До революции здесь служили священники Павел Вандакуров, убитый красноармейцами 1919 г. за служение своему народу и Ефим Тимаков, который в 1929 году бежал от преследований, оставив свой приход и семью.

Хронология храма:

Казанская церковь до революции

1765 год — Построена первая часовня
1824 год август месяц — Первое упоминание о Чарышской церкви Казанской иконы Божьей Матери.
1894 год — Окончание строительства храма. Церковь открыта для богослужения.
1911 год — Храм частично горел, но был восстановлен.
1929 год, 19 августа — Произошла провокация с оружием. Храм закрыли.

На сегодняшний день это одно из самых древних деревянных сооружений, построенных в Алтайском крае.

Восстановление Казанской церкви

В 1929 г. Советское правительство усилило антирелигиозную кампанию. К 1930 году все церкви и молитвенные дома в районе закрыли, общины были распущены, а церковная утварь разошлась неизвестно куда. Церковные помещения оборудовали под общественные клубы, культурные музеи и склады.
Казанскую церковь в Чарышском закрыли 19 августа 1929 года.

Восстановление Казанской церкви

По инициативе комсомола в 20-е годы в Чарыше организовали культкружок художественной самодеятельности, затем организовали клуб и избу-читальню. Сначала концерты и спектакли проводились в школе,а с 1929 года клуб размещался в здании закрытой Казанской церкви.

Несмотря на антирелигиозную кампанию, на протяжении всего времени пока была закрыта церковь, в селе существовала православная община. Жители собирались вместе помолиться: если кто-то умер, то читали Псалтирь, пели духовные стихи, потому что отпевать без священника не могли. Детей крестили прямо на дому, погружали в тазик с водой говоря «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» повторяя погружения с молитвой 3 раза.

Церкви не было, а были бабушки, которые занимались «погружением» новорожденного: они ставили таз с водой… Эта бабушка должна обязательно знать какие-то свои молитвы… Крестные, если это мальчик, то должен быть мужчина, если девочка, то должна быть женщина… И вот она водила крестного этого ребенка, сама бабушка ходит вокруг этого таза с водой, ну или купель, или ванночка, у кого что есть, и эта бабушка носит этого младенца, читает молитвы, читает, читает, потом нареченному крестному отцу или матери подает ребенка, тот держит на полотенцах — ну, как сейчас в церкви. Только не знаю, что она читает, она же потихонечку. Вот все мы были погруженными. Потом надевали крестик.
— Назарова Галина Ильинична

Мальцева Ульяна Яковлевна

В 1986 году была создана церковная двадцатка. Церковную двадцатку собрала Мальцева Ульяна Яковлевна. Молились дома у членов двадцатки. Начались массовые крещения жителей села. Однажды собралось около 50 человек, и Ульяна Яковлевна договорилась о проведении таинства в бывшем здании церкви, все еще принадлежавшем клубу.

Собирались в этом доме, приезжал батюшка с Алейска, здесь у меня молебен служили; освятили мне квартиру. Много в это время крестилось людей. У другой женщины тоже как-то собирались для крещения, молебна. Однажды собрались в храме, собралось много людей, позвали батюшку из Алейска.

В 1911 году храм частично горел, но иконы сохранились и хранились в Бийске, были забыты, узнаны и возвращены, но не отреставрированы, до возвращения храма хранились у Ульяны Яковлевны, узнаны и переданы Тальменским батюшкой.

В конце 80-х годов началось активное движение за возрождение церквей. В 1993 году из Новосибирска в Чарышское приехал батюшка с детьми в лагерь на отдых. Ульяна Яковлевна узнала об этом, и обратилась к нему:

«Батюшка, у нас церковь сохранилася, но нам её не отдают, верующим». А он говорит, достаёт постановление Совета министров о передаче храмов всем верующим, все земли и все часовенки.
Батюшку я не знаю, как звали, но, в общем, он дал мне это постановление, я потом пришла в администрацию, и говорю: «Передавайте нам храм, вот постановление совета министров».
— Ну, как вы батюшку найдёте, так мы вам церковь и отдадим.

Казанская церковь сегодня

Когда нашли священника, документы на владение храмом передали православной общине в 1994 году. Прошла первая служба, священником был отец Сергий (в миру Сергей Зюков). А уже 16 апреля 1996 года храм, согласно «Охранному договору» передаётся в безвозмездное пользование Чарышской православной общине. Возникли финансовые вопросы с ремонтом, приобретением имущества для храма. Эти проблемы частично решались при поддержке местной администрации и за счёт пожертвований прихожан. Этот единственный в районе храм стал привлекать жителей окрестных сёл.

Сегодня настоятелем Казанской церкви является иерей Сергий (Филатов). Каждую субботу и воскресенье в храме проводятся службы, прихожан исповедуют, причащают, проводят венчание и отпевают усопших. В дни престольного праздника (21 июля и 4 ноября) проводится крестный ход.

Крестный ход на престольный праздник (21.07.2019)
Установка колоколов на Казанскую церковь

Об истории Казанской церкви также можно прочитать на страницах 56, 202 книги Н.Д. Карпова «Страницы истории станицы Чарышской».
Об антирелигиозной политике подробнее в этой же книге, на страницах 151-152. Летопись Казанского храма на страницах 210, 222.

One Reply to “История Казанской церкви в Чарышском”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *